Центр Финансового Консалтинга в Астане - Бизнес лучше начинать в кризис

Бизнес лучше начинать в кризис

Алия Акказынова, директор и совладелец ТОО «Центр финансового консалтинга»

95-97% действующего бизнеса – это востребованные товары и услуги. Ежегодно для их производства открываются все новые и новые компании. При этом потребление остается на одном и том же уровне, и, соответственно, каждые 5 лет происходит передел. Например, ритейл одежды. 7 лет тому назад сеть магазинов одежды имела чистую прибыль от продаж в размере 20-25% при системном подходе. В последующие годы было создано еще немало аналогичных видов бизнеса и сейчас эти 20-25% чистой прибыли распределены между всеми. Хорошо, если сейчас их чистая прибыль 13%. А через пять лет она вообще может упасть до 5%.

На примере Астаны помимо ритейла одежды в ближайшие несколько лет не стоит «заходить» в ресторанный бизнес элит-класса, гостиничный бизнес, продажу коммерческой площади.

В целом с инвестициями в сектор luxury лучше сейчас переждать, а вот в другие, напротив, стоит присмотреться. Почему? В кризис легче начинать бизнес. В такой период часть участников рынка уходит, а значит конкуренция падает. Совершенствуя качество своего продукта, можно занять свое место на рынке. К моменту улучшения экономической ситуации (1,5-2 года) бизнес может «встать на ноги». 

В кризис сокращение персонала в частных компаниях, особенно занятых в производственном секторе, может составить до 20%. Потому у тех, кто начинает свой бизнес, есть возможность отобрать себе лучших сотрудников.

Сумма необходимых инвестиций сокращается. Экономия складывается за счет снижения заработных плат и стоимости аренды коммерческой площади. Расходы по каждой из этих статей могут достигать 30-35% от оборота, а в кризис при правильном подходе их можно оптимизировать.

Например, в сегодняшних условиях под любое производство продуктов питания уровня среднего бизнеса на условиях аренды помещения можно зайти с суммой инвестиций 100 тыс. долларов. В хорошие времена потребовалось бы вдвое больше.

Чтобы начать малый бизнес в сфере услуг при условии, что сам выполняешь большую часть работ, потребуется до 5-6 млн тенге (70% суммы – это закупка оборудования). Если открыть мини-пекарню, то сумма инвестиций составит не менее 10 млн тенге. Плюс ко всему в кризис легче договориться зайти в тот или бизнес по удобной для вас схеме.

С моей точки зрения, в кризис лучше начинать с малого: для инвестора это несет меньше рисков и психологически не столь болезненно. Если по секторам, то и в кризис спрос сохраняется на качество и грамотную подачу в сфере общепита с доставкой на домой и офис, досуга, на услуги личного характера. Самое главное это желание развиваться, терпение в трудностях и упорство в достижении результата.

Источник