Центр Финансового Консалтинга в Астане - Нацбанк просит терпения. Инфляционному таргетированию все еще нужно время и ресурсы

Нацбанк просит терпения. Инфляционному таргетированию все еще нужно время и ресурсы

На прошлой неделе Нацбанк одобрил новую денежно-кредитную политику страны до 2020 года, предусматривающую внедрение режима инфляционного таргетирования. Директор "Центра финансового консалтинга" Алия Акказынова рассказала Kursiv.kz о том, с какими проблемами может столкнуться регулятор в рамках новой политики.

-Госпожа Акказынова, расскажите, будет ли в нынешних условиях эффективно работать политика инфляционного таргетирования?

-Максимальный эффект и позитивные ожидания от макроэкономических показателей от политики ИТ мы увидим в долгосрочной перспективе, когда будут четко отработаны все монетарные инструменты анализа и контроля уровня инфляции. В краткосрочной перспективе понадобится огромная работа Национального банка на реализацию данной цели, на пути к которой уже возникают и будут возникать многие проблемы. Мы верим в успешность политики инфляционно таргетирования и рекомендуем с лояльностью относится ко всем сопутствующим изменениям в экономике, в том числе и к валютным, и быть терпеливым.

 

-С какими препятствиями может столкнуться сейчас Нацбанк?

-Так как основным инструментом управления и манипуляции инфляцией является учетная процентная ставка, то думаем, что одной из приоритетных и достаточно сложной задачей Нацбанка является определение и установление эффективной учетной процентной ставки. Сложность заключается в комплексном решении основных требований, стоящих перед НацБанком: расчет и публичное объявление экономическим агентам численного значения уровня инфляции, повышенная ответственность за достижение целевого значения, прозрачность и согласованность действий и решений НацБанка для достижения общего доверия к политике НацБанка.

-Прокомментируйте следующее: «Переход к инфляционному таргетированию – шаг в сторону повышения роли инфляционных ожиданий, что предполагает создание в экономике институтов «длинных» денег, которые являются фондированием для важнейших инфраструктурных проектов, для долгосрочных вложений и стабильности экономики». Как вы считаете, новая политика отразится на возможности банков и населения получать более дешевые и длинные деньги?

-Действительно, процентные ставки по кредитам, особенно на инвестиционные цели, высокие. Мало длинных кредитов. Однако нужно отдавать себе отчет в том, что снижение ставок по кредитам лишь частично может быть достигнуто за счет денежно-кредитной политики и требует комплексного подхода, включающего целый ряд структурных изменений, прежде всего в реальном секторе экономики.

Как правило, инфляция задает нижнюю планку ставок по кредитам - потому что инфляция задает нижнюю планку ставок по депозитам. А понимая, что есть «проблема курицы и яйца» - невозможность запуска инвестиционного процесса без длинных дешевых денег и то, что длинные деньги не появляются без экономического роста, регулятору необходимо запустить инструменты предоставления ликвидности банкам.

-Приведет ли реализация данного перехода в долгосрочной перспективе к снижению инфляционных ожиданий?

-Да, я полагаю, что реализация политики инфляционного таргетирования уже в ближайшем будущем приведет к снижению долгосрочных инфляционных ожиданий и позитивно скажется на кредитных ставках, что, в свою очередь, приведет к снижению нормы сбережения в пользу инвестиционного спроса.

-Какой эффект ожидается от политики для темпов роста ВВП?

-Данная политика создаст необходимый мультипликативный эффект для увеличения темпов роста ВВП.

-А что будет в случае недостижения целевых ориентиров по инфляции (согласно документу, за достижение целевого параметра инфляции персональную ответственность будет нести председатель НБРК Кайрат Келимбетов, в случае недостижения целевых ориентиров председатель банка представляет публичный доклад о причинах отклонений, а также сроках возвращения показателей в целевые рамки - Kursiv.kz)?

-Скорее всего, будут рассматриваться причины по которым не был достигнут целевой ориентир, и приведут векторы решения и выхода из ситуации путем установления нового таргета.

-Ранее банки сообщали, что некоторые новые правила по минимальным резервным требованиям, негативно могут отразиться на тенговой ликвидности. Какие подводные камни в более жестких требованиях во МРТ?

-При повышении Нацбанком ставок обязательного резервирования, которые установлены для всех коммерческих банков, должны увеличиться общие размеры обязательных резервов кредитных институтов. Если при этом последние не располагают дополнительными резервами, они могут выполнить эти повышенные обязательные требования, только осуществив дополнительное заимствование в центральном банке или продав ему ценные бумаги. В любом случае вследствие повышения норм обязательного резервирования совокупная банковская ликвидность уменьшится. Теоретически представляется возможным, что банки второго уровня для пополнения ликвидности (с целью внесения дополнительных обязательных резервов) могут расторгать с небанковскими организациями (предпринимателями и населением) договоры о предоставлении кредитов. Однако этот способ, в силу связанных с ним негативных последствий, применяется на практике в крайних случаях.

Если, напротив, Национальный банк снижает ставки обязательного резервирования, происходит высвобождение прежде связанных резервов кредитных институтов. Даже если эти возникшие избыточные резервы будут направлены на погашение задолженности перед Национальным банком, ликвидность коммерческих банков увеличится.

-Не считается ли в практике изменение МРТ грубым инструментом? Как может на экономике отразиться частое изменение МРТ?

-Изменение норм минимальных резервных требований является жестким инструментом, резко меняющим конъюнктуру денежного рынка, поэтому его стараются использовать как можно реже, так как чем выше норма, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает денежную массу в стране, поскольку уменьшает кредитные ресурсы и снижает кредитный мультипликатор.

С одной стороны, частый пересмотр норм минимальных резервных требований делает данный инструмент денежно-кредитной политики более гибким и действенным. С другой, это повлечь за собой нежелательные последствия, значительные издержки адаптации для банковской системы, нахождение ее в состоянии непрерывного стресса. Коммерческие банки могут вообще перестать реагировать на данную меру центрального банка, запасаясь избыточными резервами.

Новую политику для Kursiv.kz также прокомментировала старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова:

«Механизм планового «создания» инфляции, то есть, антиинфляционные меры, можно принимать превентивно, до того, как инфляция начнет расти. Переход к такому фискальному механизму должен занимать не менее 12-16 месяцев с тщательной подготовкой к каждому этапу. Скачки валюты вероятны, если процессы выстроены некорректно или - не исключено, - валюта слишком подвержена внешнему влиянию. Казахстан пока удовлетворяет двум основным условиям для перехода на ИТ - у него хорошая доходная база и регулятор достаточно самостоятелен. Далее должна быть объявлена инфляционная цель, за этим шагом последует отказ от регулирования ключевых макропоказателей. В теории переход к ИТ действительно позволит снизить стоимость кредитов для банков и населения.

В случае достижения целевых уровней по инфляции власть перестает создавать плановый рост индекса потребительских цен и выступает в этом вопросе только в случае необходимости. Спустя год-два рынок перенимает новые условия, адаптируется к ним и не нуждается в поддержках и корректировках. Самая большая сложность в политике реализации ИТ - постепенность и плавность процессов. Если эти условия удастся реализовать, никаких подводных камней на пути не встретится».

Какие меры предполагает внедрение инфляционного таргетирования в Казахстане

1. Повышение эффективности процентного канала трансмиссионного механизма посредством расширения системы инструментов по регулированию ликвидности, а также введения новой «базовой» процентной ставки.

2. Процентные ставки инструментов денежно-кредитной политики будут привязаны к базовой ставке. Процентные ставки по операциям постоянного доступа будут формировать колебаний ставок денежного рынка. В случае ужесточения или ослабления денежно-кредитной политики базовая ставка соответственно может быть повышена или понижена, что повлечет изменение остальных процентных ставок.

3. На переходном этапе Нацбанк будет придерживаться режима валютного коридора, будет допускаться более гибкий обменный курс.

4. В случае наступления валютных шоков, приоритетом станет обеспечение стабильности на финансовом рынке.

5. В качестве целевого ориентира по инфляции выступит индекс потребительских цен.

6. По мере работы в режиме инфляционного таргетирования, текущий годовой целевой ориентир будет заменен на среднесрочный.

7. По результатам анализа и прогнозирования по инфляции и других макроэкономических показателей будут рекомендации по дальнейшей денежно-кредитной политике.

8. Измена системы принятия решений: цели по инфляции будут устанавливаться Правлением Национального Банка. Будут созданы Комитет по денежно-кредитной политике, который будет определять базовую процентную ставку, и Комитет по денежному рынку, который будет принимать оперативные решения по стратегии.


Источник